Доброго времени суток всем прожигателям жизни!
Обычно мы все задумываемся во что играть, на чем играть, но редко задумываемся - с помощью чего играть. Чаще всего все довольствуются тем, что милостиво дали им разработчики. Последователи персонального компьютера щедро раздают хэдшоты с помощью мышки и клавиатуры. Консолепоклонники набивают длинные комбо с помощью геймпадов. А мне захотелось чуть большего. Но обо всем по порядку.
Когда вышла Nindendo Wii у меня как у собаки Павлова потекли реки слюны
Это надо же! Махать контроллером как мечом! Целиться как из настоящего пистолета! Хотеть!
Но так как я болен финальной стадией болезни "nishebrodos consolefobios", то начал читать статьи о подключении контроллера Wii к компьютеру. В процессе поиска натолкнулся на множество забавных возможностей его применения (например, превращения обычного монитора в подобие сенсорной доски). Но, к сожалению, выяснил, что это далеко не такая точная штука, как мне хотелось бы. Камера в контроллере ловит свет инфракрасных диодов от базы и точность всего этого безобразия слегка улучшается гироскопом. В общем, я решил довольствоваться своим стареньким геймпадом, который, я считаю, себя сразу же окупил после прохождения Prince of Persia: Warrior Within.
Но, я не терял надежды и не убирал руку с пульса игровой индустрии. И... О чудо! В новостях натыкаюсь на анонс нового контроллера Sixense от Razer! Это ожившее чудо человеческой мысли тогда выглядело как две огромные палочки для мороженного и могло распознавать движения! Все это шаманство было замешано на магнитных волнах, исходящих от цилиндрической базы и датчиков в контроллерах. И самое главное – всё это разрабатывалось для всеми нами любимого ПК!
А вот что И – вы узнаете ниже)
Контроллеры слегка напоминают разломанный напополам геймпад от PS3. Вверху стик, под ним четыре слегка болтающиеся кнопки с коротким легким ходом и щелчком в конце. Чуть ниже в небольшом углублении еще одна небольшая кнопочка, видимо для всяких внутриигровых меню. На торце контроллера - еще две кнопки - бампер и триггер.
Левый и правый контроллеры абсолютно идентичны. Можно поменять их местами на базе и программа калибровки сама привяжет нужные функции именно к тому, который лежит слева, а не к тому, на котором написано, что он левый. В общем, ощущения от дизайна самые благоприятные.
Для начала опустим глаза вниз и посмотрим на клавиатуру.
У нас есть WASD для перемещения в пространстве. Довольно удобно, но хитрые траектории с помощью этой штуки не понарезаешь. Максимум, на что способна эта комбинация клавиш – это стрейфы во время бега. Далее идут Q и E для очень горячих привязок, R и F для чуть менее часто используемых функций (чаще всего перезарядка и использование). G – используется, когда какая-то более менее важная функция не влезла на кнопки поближе. Например, метание гранат. ZXC расположены казалось бы рядом, но для их нажатия приходится отрываться от драгоценного WASDа, да и вообще они не кошерны. Shift, Ctrl, Alt и пробел легко нажимаются не отрываясь от WASDа, поэтому часто означают спринт, приседание и положение лежа. Относительно удобно расположенная клавиша Tab чаще всего показывает бесполезный игровой счет. Так как любой уважающий себя фрагодрочер должен в любой момент времени знать, сколько голов он настрелял. И геймеры подсознательно боятся дотрагиваться мизинцем до капса, так как это ведет к неминуемому и необратимому превращению в блондинку.
В сухом остатке у нас клавиши движения, две очень удобных клавиши ("q" и "e"), три менее удобных (r, f, g), четыре клавиши, которые можно нажимать во время движения (Shift, Ctrl, Alt and Space) и целый мешок неудобных клавиш, для нажатия на которые нужно оторвать взгляд то действия на экране и тыкнуть пальцем в клавиатуру. Согласитесь – довольно неплохо для устройства, не предназначенного для игр!
Переведем наш взгляд чуть правее. Там компьютерная мышка.
Итого – пара очень горячих кнопок, колесико, прокрутка, и дополнительные кнопки. В любом случае – комбо не набьешь. Плюс ювелирная точность перемещения.
Перейдем к геймпадам.
Итого – реализованы движение и обзор, 8 кнопок могут быть нажаты во время движения, 4 из них во время обзора, плюс две не слишком удобные кнопки (нажатие на стики). У моего геймпада есть еще две крупные кнопки на задней стороне. Рекомендую)
Теперь посмотрим на нашу вожделенную Гидру.
... Тут должна быть картинка с Razer Hydra, но я вам ее уже показывал) |
Если мы попытаемся проанализировать этот, казалось бы бессмысленный, набор букв, то поймем, что Гидра с легкостью уделывает стандартный геймпад! На три доступных клавиши больше при движении и одновременном обзоре, На одну клавишу больше при обычном движении (выигрываем за счет атрофированной клавиши старт на правом контроллере. И больше на пять кнопок, для нажатия на которые нужно остановиться. А ведь еще у нас есть и жесты! Пусть и не слишком удобные, но работающие! И точность прицеливания, почти сравнимая с мышиной. В результате неравной битвы плачущий геймпад убегает в лес, где пытается сам себя похоронить.
Справедливости ради стоит отметить, что геймпады бывают беспроводные и большинство из них умеют приятно вибрировать. Гидра скорей всего беспроводной никогда не будет. Это потребует пару аккумуляторов внутри каждого контроллера. Внутрь также придется засунуть электромагнитный излучатель для связи с базой. Это приведет к наведению таких помех в электромагнитном поле, что Гидра станет не более чем разломанным напополам геймпадом. По этой же причине мы не можем засунуть внутрь моторчики с грузиками, которые кастуют вибрацию. Электромагнитный мотор во время работы щедро раздает помехи по всем частотам. Но даже и без этих плюшек Гидра на голову выше геймпада, как минимум, в моих глазах.
Теперь попытаемся поставить гидру рядом с и клавиатурой. У гидры больше кнопок, которые могут быть нажаты во время движения, но в целом по общему количеству кнопок клавиатуру может переплюнуть разве что хороший орган.
Пододвинем гидру поближе к мышке. И тут нас ждет некоторое разочарование. Попробуйте передвинуть курсор на пиксел. Насколько вы при этом сдвинули мышь? Я думаю, что это были десятые доли миллиметра. Гидра в моих руках на такую точность не способна. Тут дело скорее в принципе указания, чем в недостатках самой гидры. В случае с мышью у нас есть опора в виде запястья и коврик, который слегка тормозит наши размашистые движения. Контроллер Гидры же приходится держать на весу. Также проблем добавляет точность самого контроллера и помехи. Это второе разочарование в Гидре. Как прицел, управляемый ей, ведет себя в играх – остановимся попозже.
Еще один небольшой недостаток. Что мы делаем, когда у мышки заканчивается коврик? Мы ее приподнимаем и переносим на середину. Это движение еще естественнее, чем ковыряние в носу. Мы его повторяли больше раз, чем тибетские монахи отрабатывали свой удар. Что же делать с Гидрой в руках, когда вам нужно обернуться, а кисть итак уже выгнута наизнанку? Самый очевидный вариант – нажать кнопку, которая отключит считывание движения и вернуть руку в нейтральное положение. А затем просто отпустить кнопку и продолжить движение.
Казалось бы – практически то же самое, что и с мышкой. Но это движение новое, нетренированное, еще нет толстой цепочки нейронов, отвечающих за него. Поэтому поначалу ваша кисть закручивается в три узла, потом вы вспоминаете, что нужно нажать кнопку. Нажимаете и... Доворачиваете кисть еще больше в ту же сторону. Не забывая оглашать окрестности криком боли. Но, немного попрактиковавшись, вы забудете об этой кнопке и будете тыкать в нее на автомате.
Разработчики по умолчанию в конфигах игр забивают ее как первую клавишу контроллера. Это значит, что во время поворота вам будут недоступны остальные три клавиши на котроллере. Я посчитал это неправильным, и назначил ее на правый бампер. Все остальные клавиши доступны, движение стало более естественным. Вот только в каждом новом конфиге нужно назначать клавишу поворота на одно и то же место. Чтобы не разрушить с трудом выработанный рефлекс.
Вот в сравнении Гидры с клавиатурой и мышью трудно выделить фаворита. Гидра интуитивна в части нажатия на кнопки и движении с помощью стика. Больше кнопок позволяет нажать во время движения. У нее есть, наконец, курок, на который можно нажимать и стрелять! Но в точности она проигрывает мыши. Есть свои плюсы и свои недостатки. Мышь и клавиатура продолжают почивать на лаврах, а читатель вместе с Гидрой последует дальше по обзору.
Сдвиг базы на край стола с упором в свой живот показал едва заметные результаты. Но стоило только слегка отодвинуть контроллер от базы, как курсор снова начинал изображать из себя Багза Банни.
Я уж было подумал, что деньги выброшены в трубу, и мой священный долг – разбить девайс молотком. Слава богу – я подумал еще маленько и отодвинул базу с контроллерами за пределы стола. Дрожание капитулировало. Я поставил табуретку возле правой руки и туда на коробку от гидры поставил базу. С мышиной точностью результат, конечно, не сравним, но было очень близко. Так как левый контроллер отвечал лишь за жесты, мне было все равно, какие помехи на него приходят на таком расстоянии от базы. Я подумал еще маленько, и зажег еще одну маленькую пятидесяти ватную лампочку у себя над головой. Выдвинул ящик стола справа, поставил на него коробку из под Гидры, и саму базу. Помехи и не думали возвращаться. Я почувствовал себя настоящим дрессировщиком магнитных волн!
Если же кто-то не понял, "Что же он, черт возьми, имел в виду?!"
И тогда я понял – надо погрузиться глубже...
Разработчики словно смеялись надо мной и не спешили расставаться со своими тайнами. Скудный туториал, да сильно устаревший список команд без пояснения – вот и все, что досталось мне от них. Остальное приходилось по крупицам выцарапывать из разных тем.
Благо, я обнаружил, что программа активно развивается и за короткое время моего присутствия на форуме обновилась три раза. Появляются новые функции, исчезают старые баги. Слегка улучшается интерфейс. Причем разработчики реально учитывают пожелания пользователей. Я много раз видел, что пара строк предложений от человека на форуме тут же находило воплощение в следующей бете. Я даже наткнулся на самодельный графический интерфейс, который позволяет редактировать mce файлы. Только вот его качество на данный момент таково, что проще их редактировать ручками... Незнакомому с языком mce файлов такой интерфейс ничем не поможет.
Когда я усвоил достаточно, чтобы написать свой первый mce и запустил игру, крепко сжимая в каждой руке по черной рукоятке... Я почувствовал себя альпинистом, который на вершине горы обнаружил шикарно накрытый стол с кучей блюд.
Все началось с режима Mouselook. Это и есть самый первый режим, который без промотки не функционирует. Угловое перемещение контроллера имеет прямую связь с движением обзора. Режим, дающий больше всего контроля. Я использую только его, в сочетании с клавишей, которая при нажатии уменьшает чувствительность контроллера и увеличивает точность. В таком случае легко достичь точности мышки. Но скорость наведения опять же слегка меньше. Хотя по сравнению с мышкой лучше ощущение самого движения. Вы можете, словно Клинт Иствуд, выхватить контроллер и в доли секунды размозжить головы трех зомби перед вами. Но если кто-то выскочил чуть подальше, то вам придется потяжелее, чем с мышкой.
Следующим логическим шагом был режим Freelook. Адаптация идеи стика к контроллеру. Чем на больший угол смещаете обзор, тем с большей скоростью смещается обзор. Хотите остановить прицел – переведите контроллер в "мертвую зону". Самый неудобный, на мой взгляд, режим. Но в свое время он был жизненно необходим всем тем, для кого нажатие на клавишу промотки причиняло боль.
Разработчики подумали еще маленько, и решили взять лучшее от обоих режимов и назвали получившегося ребенка – Hybrid. Внутри определенной зоны контроллер двигался точно как в режиме Mouselook. А когда угол поворота превышал некоторое значение – включался режим Freelook и обзор поворачивался с определенной скоростью без усилий с нашей стороны. Судя по довольным отзывам на форуме – многим пользователям этот режим пришелся по вкусу.
А вот если объединить режим Mouselook с обзором с помощью стика, то получим режим Dual Analog. За резкие движения отвечает правый стик, а за точное прицеливание – движение контроллера. Этот режим я думаю понравится обладателям приставок. Для меня же целиться стиком – все равно, что есть китайскими палочками. Теоретически возможно, но только после длительной практики.
Последним из режимов стал Akimbo. Это переосмысление режима Hybrid. В нем правый контроллер в режиме Mouselook, а левый в режиме Freelook с большой мертвой зоной. Этот режим менее популярен, чем Hybrid, но и у него есть свои ярые последователи.
Все это дело вкуса и привычки.
Кастовать заклинания, махая контроллером, словно Гарри Поттер, у вас не получится. И скорей всего не получится и в самом ближайшем времени. Разработчики ясно дали понять, что это их не первоочередная задача.
А жаль. Я как вспомню, как в Black & White спирали и сердечки рисовал – так пальцы и чешутся повторить)
Velocity gesture – чтобы задействовать эту группу жестов, нужно двигать контроллер с заданной скоростью в определённом направлении, тогда будет быстро повторяться назначенное действие. Менее надежная группа жестов. Единственное назначение, которое я смог ей подобрать - это быстрый удар ножом/прикладом. Бьешь левой рукой, как будто в ней зажат нож, а персонаж на экране повторяет то же самое! Главное не уподобляться буйным, которые в первые дни после выхода Wii поразбивали кучу стекол и телевизоров, а в придачу покалечили всех, кто имел несчастье оказаться поблизости.
В любом случае, если вы захотите попробовать себя в роли инопланетного дирижера, то все необходимое найдете опять же на форуме Sixense.
К примеру, мне не слишком понравилось использовать контроллер вместо мыши в Windows. Кисть руки приходилось держать на весу, точности слегка не хватало. Тем более, мышь имеет свойство "самостопориться", в отличие от Гидры. Поэтому поначалу вместо того, чтобы щелкать по значкам, вы будете их просто куда-нибудь перемещать. Спустя некоторое время я насобачился весьма ловко с ней обращаться, но все равно не стал дальше мучать себя и Игровой контроллер. Так что мышка у меня на столе еще долго не будет бояться за свою судьбу)
Также понравилось управление обзором. В центре экрана прицел движется, словно курсор мыши на рабочем столе, но стоит его подвести поближе к краю – и весь обзор поворачивается. Конечно, при таком методе обзора в любом сетевом шутере вам навешали люлей быстрее, чем вы бы вспомнили любое матерное слово. Но для головоломки такая схема подошла идеально. Обновленный портал я прошел с большим удовольствием.
Left Dead 2
Курсор по-прежнему прибит в центре экрана, а меч рубит согласно заложенной в него анимации. Но... Играется в это с помощью гидры просто замечательно! Целей много, они довольно крупные, пороховой дым от контроллеров заволакивает всю комнату! Думаю, я к Left 4 Dead 2 никогда больше не притронусь с помощью клавиатуры и мышки. Они не дадут мне того ощущения естественности и простоты, которое может быть только с гидрой.
А может даже, в разработчиках наконец проснется совесть, и они выпустят наконец патч для игры. Тогда небо прошьет двойная радуга и все уличные коты выйдут во двор и будут играть на банджо под аккомпанемент певчих птиц... Хотя это маловероятно)
Battlefield 3
Я создал удобный и интуитивный конфиг для гидры, подвязал слюнявчик и запустил бету игры.
Черный властелин не смог бы так унизить меня, как сделала эта игра за пару часов! Враги с лицами троллей водили вокруг меня хороводы, а праздник заканчивали фейерверком из моих мозгов. Не хватало буквально миллисекунд для спасения моей жалкой жизни... В конце концов, я в гневе затолкал гидру в полку стола, достал мышку, снайперскую винтовку, и заставил своих врагов почувствовать то, что они до этого делали со мной. Все-таки сетевой шутер – это вам не в тапки срать, тут нужна каждая толика преимущества... А сингл все стерпит)
Prince of Persia 2008
Team Fortress 2
Есть ли в Гидре частичка магии? Безусловно есть. Это новые ощущения, которые преобразят любую игру, за которую вы возьметесь.
Стоит ли она потраченных денег? С учетом того, что российские перепродавцы загибают на нее цену все выше и выше? На официальном русском сайте цена на нее подскочила едва ли не на тысячу. Хотя, как я уже вам говорил – ее можно купить и намного дешевле.
Ответ на этот вопрос зависит от того, сколько у вас этих денег и насколько вам хочется новых ощущений. Этот контроллер стоил треть моей пролетарской зарплаты, но... Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое и отменить эту покупку – я бы этого не сделал. Хотя, наверное, все равно вернулся в прошлое и еще раз вскрыл коробку с ней)
Сможет ли Гидра заменить мышь? Сможет, но не везде. Все-таки, ее точность меньше мышиной и нужно определенное время, чтобы виртуозно научиться ей владеть. Так что в сетевые шутеры ей пока дорога закрыта. Сможет ли она заменить геймпад? Конечно да. Геймпады сгорают от осознания собственного несовершенства, когда глядят на Гидру.
Конечно обидно, что контроллер вышел, а вот программное обеспечение к нему запаздывает минимум на полгода разработки. Но имеющихся функций уже достаточно, чтобы получить удовольствие от игры. Нужно только приложить немного собственного усердия и потратить чуток драгоценного времени.
Брать, или тут же забыть об этой статье – решать вам, и никому больше.
Но я надеюсь, что Гидра не будет единственной случайной мутацией в эволюционном дереве контроллеров. Появятся новые, более дешевые, более точные контроллеры, а мы будем помнить Гидру как славного дедушку этого семейства.